Госдума сегодня приняла в первом чтении законопроект о переносе с 1 ноября 2014 года на 15 ноября 2015 года срока введения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения грузовыми автомобилями, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Порядок заключения концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания такой платы, а также процедура проектирования, создания и введения в эксплуатацию системы для ее взимания, по мнению депутатов Евгения Москвичева и Сергея Тена, внесших проект закона, не позволяют осуществлять взимание платы с ноября 2014 года. Они считают «наиболее реальным сроком ввода в эксплуатацию системы взимания платы» ноябрь 2015 года.
Тен, представляя законопроект, отметил, что его принятие не приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, поскольку в бюджете на 2014-2016 годы получение доходов от взимания платы не предусмотрено. Отвечая на вопросы своих коллег, депутат сообщил, ссылаясь на исследования Росавтодора, что «именно автомобили максимальной массой 12 тонн наносят порядка 60 проц от всего объема ущерба, который наносим нашим автомобильным дорогам». «Чем больше грузов идет по автомобильной дороге, тем больше, соответственно, должен пользователь и платить», – полагает Тен. Такой дифференцированный подход, по его мнению, «позволит избежать такой меры, например, как повышение транспортного налога».
Конкурс на право заключения концессионного соглашения на создание системы взимания платы, проводимый Росавтодором, еще не завершен, а его участники подтвердили возможность создания и ввода в эксплуатацию системы взимания платы к ноябрю 2015 года. Согласно конкурсной документации и графика проведения конкурса, подписание концессионного соглашения планировалось в июне 2014 года. Однако на предыдущей неделе руководитель Росавтодора Роман Старовойт подписал приказ, продляющий срок подачи конкурсных предложений до 30 июня 2014 года. Капитальные затраты на систему взимания платы составляют 32 млрд рублей, а расходы на ее эксплуатацию в режиме концессии в течение 13 лет – 64,3 млрд рублей.
Первоначально с просьбой о переносе срока введения платы в Росавтодор и Минтранс обратилась организация поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», а также прошедшие предквалификацию участники конкурса – консорциумы ОАО «Навигационно-информационные системы», ООО «Инфраструктурные спутниковые системы» и ООО «Оптима Плюс».
Среди грузоперевозчиков немало тех, кто приобрел транспортные средства в кредит или по лизинговым схемам, заключил договоры с отправителями и получателями грузов, поясняли ранее ИТАР-ТАСС в Росавтодоре. А в цене этих договоров не отражены дополнительные затраты, связанные с введением платы, которая сейчас установлена в размере 3,5 рубля за километр. Участники конкурса опасались, что не успеют до ноября 2014 года построить и запустить в эксплуатацию систему сбора платы с водителей большегрузных автомобилей. Ведь для этого необходимо построить 480 пунктов оплаты проезда и оснастить более 2 млн автомобилей электронными бортовыми устройствами с использованием спутниковых технологий.
На рассмотрение Госдумы во втором чтении законопроект планируется вынести в июне.
ИТАР-ТАСС